В Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (далее- Управление) поступают вопросы от предпринимателей о реализации табачной продукции в части запретов и ограничений, в связи с чем Управление информирует бизнес-сообщество о действующих положениях и изменениях в законодательстве в данной сфере.
В Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее- ФЗ-15) официально даны определения понятиям «кальян», «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость» и «пищевая никотинсодержащая продукция».
С целью охраны здоровья граждан от последствий потребления табака и никотинсодержащих изделий в ФЗ-15 внесены запреты в отношении никотинсодержащей продукции и кальяна.
Так, с 30.10.2020 г. запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (п.14 ч.1 статьи 12 ФЗ-15)в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Кроме того, запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья (п.8 статьи 19 ФЗ-15).
Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл (п.9 статьи 19 ФЗ-15).
Законодательно урегулирован запрет на продажу табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрет вовлечения детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (статьи 20 ФЗ-15).
Федеральным законом от 28.04.2023 № 178-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в (далее — ФЗ № 15), вступающие в силу в период с апреля по сентябрь 2023.
Так, к никотиносодержащей продукции отнесены безникотиновые жидкости (п. 3 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 15). К безникотиновым жидкостям в свою очередь относится любая жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина (п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 15).
Также конкретизировано понятие никотинсодержащая жидкость, которая теперь определяется как любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.
Электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств) отнесены к устройствам для потребления никотинсодержащей продукции (п. 12 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 15).
Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака распространил свое действие и на устройства для потребления никотинсодержащей продукции (ст. 16 ФЗ №15).
Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма включает в себя теперь контроль за соблюдением установленных ФЗ № 15 запретов и ограничений торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, а также кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции (ст. 21 ФЗ № 15). Указанные изменения вступили в силу с 28.04.2023.
С 01.06.2023 ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией (установленные ст. 19 ФЗ № 15) распространяются на кальяны и устройства для потребления никотинсодержащей продукции (запрещается розничная реализация устройств для потребления никотинсодержащей продукции в нестационарных торговых объектах, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов, а также розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции с выкладкой и их демонстрацией в торговом объекте и др.).
С 01.09.2023 никотинсодержащая продукция не сможет продаваться ниже минимальной цены, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 13 ФЗ № 15).
Правительство Российской Федерации вправе определять перечень запрещенных к добавлению в никотинсодержащии жидкости, безникотиновые жидкости и растворы никотина (в том числе жидкости для электронных средств доставки никотина) веществ и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 15).
Никотинсодержащая продукция (где табак заменен на никотин) — аналог запрещенного в Российской Федерации снюса не содержит табак и на нее не распространяются требования Федерального закона от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Технического регламента таможенного союза 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию»
Но данная продукция по идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание) и форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка и т.п.) относится к пищевой продукции.
И соответственно на данную продукцию распространяется технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», согласно которому пищевая продукция выпускается в обращение на рынке исключительно при ее соответствии указанному техническому регламенту. Выпуск в обращение пищевой продукции без документов, подтверждающих ее безопасность и без процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия категории «пищевой продукции» не допускается.
Таким образом, реализация не курительной бестабачной никотинсодержащей продукции без документов, подтверждающих ее безопасность, не допускается.
Маркировка табачной продукции средствами идентификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», не допускается оборот немаркированной средствами идентификации следующей табачной продукции:
Сигареты и папиросы — с 1 июля 2020 года — запрещается оборот немаркированного табака.
Альтернативный табак — с 1 июля 2021 года — запрещен оборот немаркированной альтернативной табачной продукции. (табак для кальяна, сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), биди, кретек, табак курительный, трубочный табак, табак жевательный, табак нюхательный).
Никотинсодержащая продукция — с 1 октября 2023 года — прекращение оборота немаркированной продукции (табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания;курительные смеси для кальяна, не содержащие табак).
Никотиносодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина — с 1 декабря 2023 года — завершение маркировки остатков и прекращение оборота немаркированной продукции (жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования).
За консультацией по вопросам действующего законодательства, предприниматели могут обращаться на телефон бесплатной «горячей линии» Управления 8-800-222-04-31, консультации в рабочие дни с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10:00 до 15:45, (перерыв с 12:00 до 12:45).