Практически каждому из нас приходилось попадать в неприятную ситуацию, когда мы получали некачественный товар или оказанная услуга, не соответствовала требованиям заключенного договора, а может и вовсе не была оказана.
Когда конфликт не удаётся урегулировать мирным путём, потребитель может обратиться в суд. Данное право закреплено статьей 12 Единых правил в области защиты прав потребителей, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 №6 (далее — Единые правила) в соответствии, с которой защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке.
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке.
Целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя. Единые правила не предусматривает обязанности потребителя обратиться до суда с претензией, однако досудебный порядок рассмотрения требований потребителей позволяет побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что служит своего рода компенсацией причинения вреда от недобросовестных действий продавца.
Для обращения в суд с иском о защите прав потребителей рекомендуем придерживаться определенного алгоритма.
Во-первых, это составление самого искового заявления.
В нем необходимо указать: наименование суда, в который подается иск, сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем; сведения об ответчике: в отношении гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, а также (если известны) дата и место его рождения, место работы и один из идентификаторов (например, СНИЛС, ИНН), в отношении организации — наименование и адрес, а также (если известны) ИНН и ОГРН.
В тексте искового заявления излагается информация о том, в чем заключается нарушение ваших прав, а также об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В конце необходимо сформулировать сами требования к ответчику.
Во-вторых, к иску нужно приложить необходимые документы, подтверждающие позицию потребителя (договор купли-продажи товара и документ, подтверждающий его оплату, договор подряда или оказания услуг, документ о результатах экспертизы качества товара (результата работы, отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара (результата работы) и т.д)
В-третьих, подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда. По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц.
Срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в установленные сроки рассмотрения дел, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу.
Напоминаем, что органы Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов потребителей по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей (ст. 40, 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 46 ГПК РФ).
Также, в случаях, предусмотренных федеральным законом, специалисты Управления Роспотребнадзора по Белгородской области до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе суда или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей (ст. 47 ГПК РФ).
За консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обращаться в консультационные пункты для потребителей: https://31fbuz.ru/index.php/2017-05-01-14-12-19/otdel-zashchity-prav-potrebitelej либо на телефон бесплатной «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Белгородской области 8-800-222-04-31, консультации в рабочие дни с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10:00 до 15:45, (перерыв с 12:00 до 12:45). Кроме того, в МФЦ жители Белгородской области могут получить онлайн-видеоконсультацию специалистов Управления Роспотребнадзора по Белгородской области, оставив заявку на сайте МФЦ в онлайн-приемной https://helponline.mfc31.ru/.