Маркетинговые акции по предоставлению бесплатного доступа к цифровому контенту проводят многие онлайн-кинотеатры, образовательные, музыкальные, игровые и иные платформы.
При оформлении соответствующих подписок Управление Роспотребнадзора по Белгородской области рекомендует потребителям учитывать следующие особенности предоставления цифровых сервисов и контента:
- Ознакомиться с пользовательским соглашением сервиса или платформы до заключения договора (регистрации, оформления подписки). Стоит обратить внимание на разделы «Оплата», «Права и обязанности пользователя» или аналогичные им.
- При оформлении подписки с условием бесплатного или иного льготного периода (например, подписка за 1 рубль, в подарок при покупке оборудования или иных товаров и услуг и др.) обращать внимание на стоимость доступа в последующие периоды.
- Не забывать управлять своими подписками. Большинство потребителей, приобретая доступ к нескольким сервисам, по истечении периода подписки забывают об автоматическом списании денежных средств по окончании этого периода.
- Если позволяют настройки, воспользоваться возможностью управления оплатой за выбранный сервис или контент в ручном (неавтоматическом) режиме. В таком случае денежные средства не будут списаны с карты, если пользователь перестал пользоваться сервисом и забыл о подписке.
Существуют некоторые риски, связанные с бесплатными подписками:
- Потеря денег. Через пару месяцев «бесплатной» подписки легко забыть о её существовании, а потом с карты спишется полная сумма, и так ежемесячно.
- Запутанность подписок. Единого сервиса, где можно проверить все подписки, не существует.
При этом действия сервисов нельзя расценивать как мошеннические, так как оформление подписки производит сам пользователь. Чтобы избежать рисков, рекомендуем:
- Читать пользовательское соглашение до заключения договора (регистрации, оформления подписки). Стоит обратить внимание на порядок расторжения соглашения, правила возврата платежей, условия о привязке банковской карты к аккаунту, об автоподписке (автоматическом списании денег с карты), о нарушениях, за которые может быть заблокирован аккаунт.
- Проверить контактную информацию. Надежные сервисы предоставляют чёткую и доступную страницу «О нас», физический адрес, номера телефонов и адреса электронной почты. Отсутствие контактной информации может быть тревожным сигналом.
- Изучить отзывы. Мнения на независимых платформах, таких как Яндекс Карты или 2ГИС, помогают получить представление о деятельности сервиса. Важно учитывать давность и регулярность отзывов — это подтверждает реальную активность организации.
- Проверить сайт. Анализ сайта может дать много информации о деятельности сервиса и его надёжности (как давно работает сайт, его трафик и популярность).
- Обратить внимание на дизайн и контент сайта. Качественно написанный контент и современный дизайн могут указывать на надёжность сервиса.
Обратиться к специалистам Управления по вопросам нарушения прав потребителей при продаже цифрового продукта можно по телефонам «горячих линий»: 8-800-222-04-31, (4722) 34-41-35, либо в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» по телефону — 51-98-72.