О результатах контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Белгородской области за 2-й квартал 2013 года
О результатах контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Белгородской области за 2-й квартал 2013 года
В рамках реализации Федерального закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области во 2-м квартале 2013 года проведены 157 плановых и 100 внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Внеплановые мероприятия по надзору проводились с целью проверки фактов, изложенных в обращениях потребителей, и рассмотрения обращений, о возникновении угрозы, причинению вреда жизни и здоровью граждан. Основная тема мероприятий по контролю (надзору) – соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.
Анализ наиболее типичных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных в ходе проверок, показал следующее.
В сфере соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства наиболее часто встречаются следующие нарушения:
- отсутствие или невыполнение программы производственного контроля;
- отсутствие проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны предприятия;
- неудовлетворительное санитарное состояние производственных и бытовых помещений;
- отсутствие данных о прохождении медицинских осмотров и гигиенического обучения;
- отсутствие контроля качества питьевой воды;
- несоответствие требованиям параметров микроклимата и освещенности на рабочих местах;
- непроведение мероприятий по дезинфекции и дератизации;
- нарушение порядка сбора и утилизации ТБО;
- невыполнение ранее выданных предписаний;
- несоблюдение дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения;
- отсутствие стерилизующего оборудования;
- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия на медицинскую технику, предметы медицинского назначения, строительные и отделочные материалы;
- несоблюдение правил утилизации медицинских отходов.
Наиболее типичными нарушениями на объектах торговли пищевыми продуктами являются:
- реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности;
- несоблюдение температурного режима хранения, указанного в нормативно-методической документации на данный вид продукции;
- несоблюдение правил товарного соседства при хранении и отпуске сырой и готовой продукции;
- реализация продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность.
В области защиты прав потребителей выявлены следующие замечания и нарушения:
- на предприятиях торговли, реализующих непродовольственные товары, типичными нарушениями являются: отсутствие информации о продавце и исполнителе, реализуемых товаров и услуг; нарушение правил продажи отдельных видов товаров (непроведение продавцами предпродажной подготовки товаров); отсутствие информации о товаре и его изготовителе на русском языке; введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара;
- на предприятиях торговли, реализующих продовольственные товары: реализация товаров с истекшим сроком годности; отсутствие информации о товаре, его изготовителе и продавце; отсутствие или не предоставление книги отзывов и предложений; реализация продуктов, не соответствующих требованиям Технических регламентов; недостоверная информация о составе продуктов;
- в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг: взимание с потребителей денежных средств за вывоз ТБО без заключенных договоров;
- на предприятиях общественного питания: отсутствие информации в меню о пищевой ценности блюд (содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов);
- в сфере предоставления медицинских услуг: отсутствие информации для потребителей об оказываемых услугах на стендах и в договорах; включение в договора условий, ущемляющих права потребителей;
- в сфере предоставления туристских услуг: отсутствие достоверной информации о турпродукте (о средствах размещения, об условиях проживания), о размере финансового обеспечения, о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии), предоставление недостоверной информации о турооператорах.
С целью устранения выявленных нарушений требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам выданы предписания с указанием конкретных сроков исполнения.
Во избежание повторных нарушений индивидуальным предпринимателям рекомендовано осуществлять деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, изучать и внедрять положения технических регламентов, санитарных правил и норм.