Бытовые услуги

«Назад

Алгоритм действий потребителей при нарушении их прав в сфере бытовых услуг

Алгоритм действий потребителей при нарушении их прав в сфере бытовых услуг

Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг, заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями.Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.

Зачастую, продавцы (изготовители, исполнители) видя правовую безграмотность потребителя, отказывают в выполнении его законных требований в добровольном порядке. В этом случае потребителю необходимо знать алгоритм своих действий, чтобы грамотно изложить предусмотренные законом требования и добиться их удовлетворения.

В настоящее время права российских потребителей достаточно серьезно защищены Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон), и на их страже стоят судебные органы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, общественные организации по защите прав потребителей и целая армия юридических организаций, готовых оказать правовую помощь, представить интересы потребителя в судебных органах и составить необходимые документы.

Необходимо отметить, что отношения потребителей и исполнителей в сфере бытового обслуживания (ремонт (пошив) швейных, меховых изделий, ремонт бытовой техники, изготовление мебели, оказание парикмахерских услуг, изготовление (ремонт) ювелирных изделий и т.д.) регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1025 (далее – Правила). В данных Правилах законодатель дает конкретные формулировки относительно порядка приема, исполнения и оплаты выполняемых работ (оказываемых услуг). За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и заключенным договором. 

Что же делать, если права потребителя уже нарушены? В первую очередь необходимо попытаться урегулировать вопрос в добровольном порядке, обратившись к исполнителю с предусмотренными ст.29 Закона, п.23 Правил требованиями относительно недостатков оказанных услуг (выполненных работ), которые изложить в письменной претензии.

Претензия составляется в произвольной форме, где указываются контактные данные потребителя (для связи), суть дела, обстоятельства нарушения прав потребителя, четко сформулированные требования, список документов, подтверждающих статус потребителя и доказательства нарушения прав (например, копия договора бытового подряда, заключение независимого эксперта). Претензия должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передается исполнителю, а на втором (экземпляр потребителя) исполнитель должен поставить свою подпись с пометкой, подтверждающей получение претензии. В случае отказа в приеме претензии, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении). Далее, если исполнитель отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, потребитель согласно ст. 17 Закона имеет право обратиться за судебной защитой своих прав.

Однако перед обращением в суд потребителю необходимо:

- убедиться в соответствии предъявляемых требований действующему законодательству;

-  представить доказательства правоты и реальность свои требований;

- собрать документы, подтверждающие нарушение прав потребителя, в том числе экземпляр претензии с отказом исполнителя удовлетворить требования в досудебном порядке (если такой имеется);

-  продумать, кто может быть свидетелем нарушенных прав и т.д.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме (требования предъявляемые к исковому заявлению указаны в ст.131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации). Иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

В случае, если вступившее в законную силу решение суда не будет исполнено ответчиком добровольно, получить взыскиваемую сумму поможет Федеральная служба судебных приставов, которая наделена полномочиями по применению мер для принудительного исполнения решения суда.

На территории Белгородской области надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области защиты прав потребителей в том числе бытовых услуг осуществляет Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (далее – Управление). В части защиты прав потребителей, Управление наделено следующими полномочиями:

1.    привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей;

2.  обращение в суд с заявлением в защиту прав неопределенного (определенного) круга потребителей, законные интересы которых нарушены;

3.  вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей.