Иные услуги

«Назад

Особенности защиты прав потребителей страховых услуг

Особенности защиты прав потребителей страховых услуг

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами о страховании.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор страхования, как личного, так и имущественного), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон) применяется в части, не урегулированной специальными законами: должны применяться общие положения Закона, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8- 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17).

Достаточно часто потребители задают вопрос о возможности отказа от услуг добровольного страхования жизни и здоровья, навязанных банками при заключении кредитных договоров.

По общему правилу, установленному ст.958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, однако при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.

В связи с тем, что большинство страховщиков не предусматривают условиями договоров возможность возврата страховой премии, Центральным Банком Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав страхователей введены минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. 

Согласно Указанию Центрального Банка Российской Федерации 20 ноября 2015 года № 3854-У  «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течении четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Если страховая организация необоснованно отказала в возврате страховой премии, потребитель вправе защитить свои права в судебном порядке.