Платные медицинские услуги

«Назад

Алгоритм действий потребителей при нарушении их прав в сфере медицинских услуг

Алгоритм действий потребителей при нарушении их прав в сфере медицинских услуг

Отношения между потребителями и исполнителями при оказании платных медицинских услуг регулирует Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее-Закон), Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 (далее-Правила).

В соответствии с законодательством потребитель имеет право на информацию, качество и безопасность предоставляемых услуг.  Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги на основании договора, заключенного в письменной форме. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания определяются по соглашению сторон договора.  Качество услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Исполнитель услуг несет ответственность перед потребителем за нарушение оговоренного срока на оказание услуги и ненадлежащее качество оказанной услуги.

В соответствии со ст. 28 Закона если исполнитель нарушил сроки оказания услуги (сроки начала и (или) окончания, промежуточные сроки или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок), потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные российским законодательством для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентовцены оказания услуги (общей цены заказа) за каждый день просрочки. Договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки. Следует обратить внимание на то, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида услуги или общую цену заказа.

В соответствии со ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Убытки возмещаются в сроки, установленные российским законодательством для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Законом предусмотрены и конкретные сроки на удовлетворение отдельных требований потребителя в случае обнаружения недостатков в оказанной услуге. В соответствии со ст. 31 Закона требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1, 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение исполнителем сроков по устранению недостатков или возврату уплаченной за оказание услуги суммы законом так же, как и за просрочку сроков по выполнению услуги, предусматривается выплата неустойки в размере трех процентов от стоимости услуги.

Следует обратить внимание, что в качестве недостатка оказанной услуги расценивается и предоставление потребителю недостоверной или неполной информации об услуге. В соответствии со ст. 12 Закона  исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после ее передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

По указанным выше основаниям потребитель вправе обратиться к исполнителю работ с письменной претензией в случае возникновения спорных ситуаций. Для подтверждения факта обращения к продавцу необходимо направить претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если после обращения потребителя с претензией исполнитель не выполняет адресованные к нему требования, заявленные в претензии, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. В соответствии со ст. 17 Закона иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд: по своему месту жительства или по месту пребывания  либо нахождения ответчика, либо по месту заключения договора.