Жилищно-коммунальные услуги

«Назад

Права и обязанности потребителя коммунальных услуг

Права и обязанности потребителя коммунальных услуг

Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (далее - Управление) информирует о специальном разделе   Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых, постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 (далее - Правила) о правах и обязанностях потребителя коммунальных услуг.

Потребитель имеет право:

  1. Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
  2. Получать от исполнителя информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок.
  3. Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.
  4. Требовать уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предоставлены некачественно, не в полном объеме или если жители квартиры какое-то время отсутствовали.
  5. Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.
  6. Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять показания счетчика и т.д.
  7. Ставить индивидуальный прибор учета, который показывает объемы потребленного ресурса (например, электричества или воды) дифференцированно, с учетом времени суток, даже если общедомовой прибор учета - однотарифный. Исполнитель коммунальных услуг обязан ввести его в эксплуатацию в течение месяца после установки.
  8. Если это прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.
  9. Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Основные обязанности потребителей:

  1. Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая другая авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до приезда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).
  2. Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.
  3. Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах - общедомовые.
  4. Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отнести его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке (впрочем, если в вашем договоре с исполнителем прописано, что это - сфера ответственности исполнителя, значит, этот пункт вас не касается).
  5. Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее оговоренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии - в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.
  6. Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т.д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если гости к вам приехали временно).
  7. Вовремя и в полном объеме платить за коммунальные услуги.
  8. Иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.

Кроме того, потребитель не имеет права:

  1. Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает максимально допустимые нагрузки на сеть.
  2. Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения от исполнителя).
  3. Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей в квартирах и офисах.
  4. Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы учета или «скручивать» счетчики.
  5. Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым сетям в обход индивидуальных приборов учета.

Управление напоминает, что вопросы жилищного законодательство рассматривает Управление Государственного жилищного надзора Белгородской области (г. Белгород, Белгородский проспект, 85-а., тел. 35-30-67).

Надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения остается функцией Управления.

Дополнительно информируем, поскольку граждане, как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 Жилищного Кодекса РФ) (далее – ЖК) применительно к объекту жилищных прав – жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года  № 2300-1 «О защите прав потребителей»  осуществляется в рамках федерального государственного  надзора в области защиты прав потребителей.

Обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством государственный орган не вправе обязать хозяйствующий субъект в выполнении каких-либо требований имущественного характера. Управление не наделено полномочиями по удовлетворению материальных требований потребителей. В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации эти вопросы решаются судом в случае неудовлетворения их добровольно.

При выявлении нарушений действующего законодательства со стороны исполнителей жилищного законодательства, согласно ст. 40 Закона РФ № 2300-I от 07.02.1992г.  «О защите прав потребителей», и ст. 47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Управление готово принимать участие в судебном процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя при поступлении в адрес Управления материалов дела. 

По вопросам подготовки искового заявления Вы можете обратиться в консультационный Центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 48, тел. (4722)519872.