«Назад

ПАМЯТКА Исполнителю услуг мобильной связи

ПАМЯТКА

Исполнителю услуг мобильной связи

Услуги подвижной связи (мобильной связи) все более востребованы потребителями. Между гражданами (пользователями услуг телефонной связи) и организациями, предоставляющими услуги связи (операторами связи) заключаются договоры на оказание услуг связи, которые должны соответствовать действующему законодательству РФ.

Исполнители услуг телефонной связипри оказании услугподвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи)должны руководствоваться Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в соответствующей взаимосвязи с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г. N 1342.

Именно этими документами установлен порядок и основания приостановления оказания услуг связи, расторжения договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

 

     Рассмотрим некоторые моменты, отраженные в вышеуказанных документах.

1.Если гражданин имеет намерение заключить договор на оказание услуг связи (далее – договор), оператор связи должен предоставить следующую информацию:

  • наименование (фирменное наименование) оператора связи, места нахождения и режим работы оператора связи и его филиалов;
  • реквизиты выданной оператору связи лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг телефонной связи (далее - лицензия);
  • перечень услуг телефонной связи, условия и порядок их оказания;
  • наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг телефонной связи;
  • тарифы на услуги телефонной связи;
  • порядок, формы и системы оплаты услуг телефонной связи;
  • порядок рассмотрения претензий абонента и (или) пользователя;
  • номера телефонов информационно-справочных служб;
  • указание мест, где абонент и (или) пользователь может в полном объеме ознакомиться с Правилами.

2.Договор может заключаться как на неопределенный срок, так и по желанию абонента может быть заключен на определенный срок.

  • Оператор связи имеет право отказаться заключить договор при отсутствии технической возможности.В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора лицо, имеющее намерение заключить договор, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора и о возмещении убытков. Бремя доказывания отсутствия соответствующей технической возможности лежит на операторе связи.
  • В договореоб оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны следующие сведения и условия:

а) дата и место заключения договора;

б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;

в) реквизиты расчетного счета оператора связи;

г) достоверные сведения об абоненте:

фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

д) адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;

е) срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.

А также в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:

а) абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации);

б) оказываемые услуги телефонной связи;

в) система оплаты услуг телефонной связи;

г) порядок, сроки и форма расчетов;

д) способ предоставления абоненту сведений о всех договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени, и реквизиты идентификационного модуля.

 

3.С целью исполнения обязательств по договору оператор связи и абонент и (или) пользователь услуг телефонной связи имеют права, обязанности и несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

  • Оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан оказывать имеющему на то право абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в приоритетном порядке, а также вправе временно прекращать или ограничивать оказание услуг телефонной связи.

Оповещение пользователей сети подвижной связи осуществляется оператором связи посредством направления на абонентские станции (абонентские устройства) коротких текстовых сообщений. Оператор связи вправе дополнительно использовать сообщения широковещательной рассылки для передачи сообщения экстренного оповещения.

Оповещение является для пользователей услуг связи безвозмездным. Отказ пользователя услуг связи от получения сообщения экстренного оповещения не допускается.

  • Оператор связи должен обеспечить бесплатный вызов экстренных оперативных служб каждому пользователю услуг связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова, соответствующих экстренных оперативных служб, установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации.
  • Оператор связи предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

а) предоставление справочной информации о тарифах на услуги телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи;

б) предоставление информации о зоне обслуживания своей сети связи;

в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию услугами телефонной связи.

  • Оператор связи вправе предоставить абоненту, прошедшему идентификацию в порядке, определенном оператором связи, с использованием сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или иными способами дистанционного взаимодействия абонента с оператором связи, возможность:

а) получать информацию об услугах телефонной связи, оказываемых оператором связи, и состоянии расчетов за них, а также иную информацию, связанную с оказанием услуг телефонной связи в соответствии с договором;

б) заказывать детализацию счета;

в) изменять состав оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных условий договора;

г) совершать иные действия, связанные с оказанием услуг телефонной связи.

Все действия, совершенные после идентификации, считаются совершенными абонентом. Оператор связи обязан фиксировать (в электронном виде) и хранить информацию о вышеуказанных действиях абонентов. Срок хранения указанной информации оператором связи составляет:

а) не менее 3 лет со дня расторжения договора - в отношении действий абонентов, направленных на изменение условий договора;

б) не менее 3 лет со дня совершения действия - для остальных действий абонентов.

 

4.Следует обратить внимание на изменения в части исполнения обязанностей оператором связи при оказании услуг подвижной связи в сети связи общего пользования, внесенные Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 N 1310 и Постановлением Правительства РФ от 27.05.2019 N 665. Перечислим некоторые из них.

  • На территории Российской Федерации оператор подвижной радиотелефонной связи в своей сети связи устанавливает одинаковые условия оказания услуг подвижной радиотелефонной связи каждому абоненту независимо от того, находится ли абонент в пределах территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении такому оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный абоненту абонентский номер, или за пределами указанной территории.
  • Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), предоставленных в том числе лицом, действующим от имени оператора связи.
  • Оператор связи обязан приостановить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи по выделенному абоненту абонентскому номеру в случае неисполнения последним следующих обязанностей:

- предоставить новому оператору связи достоверные сведения о пользователях услуг связи абонента не позднее 15 дней со дня передачи им идентификационного модуля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- предоставлять оператору связи достоверные сведения об абоненте и (или) пользователе в течение 15 дней со дня получения от оператора связи уведомления о необходимости предоставления сведений, указание которых предусмотрено договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- предоставлять оператору связи в течение 15 дней со дня заключения договора достоверные сведения о пользователях услуг связи абонента;

- предоставлять оператору связи достоверные сведения об изменениях фамилии (имени, отчества) и места жительства для абонентов - физических лиц, наименования (фирменного наименования) и места нахождения для абонентов - юридических лиц в срок, не превышающий 60 дней со дня изменения указанных сведений.

  • Оператор связи обязан возобновлять оказание услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту или пользователю в течение 3 дней со дня устранения абонентом (пользователем) нарушений, которые повлекли за собой приостановление оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

 

Если в процессе работы у вас возникнут вопросы,

касающиеся сферы защиты прав потребителей,

вы можете обратиться за консультацией

в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области по адресу:

 г. Белгород, ул. Железнякова, 2, тел. (4722)34-41-35, 8-800-222-04-31

 

или в консультационный центр по защите прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» по адресу:

г. Белгород, ул. Губкина, 48, каб. 323, тел. 8(4722)51-98-72.