«Назад

Контрольная закупка – эффективная форма борьбы с правонарушениями на потребительском рынке

Контрольная закупка – эффективная форма борьбы с правонарушениями на потребительском рынке

         Контрольная закупка – эффективная форма борьбы с правонарушениями на потребительском рынке Правоприменительная практика Роспотребнадзора по осуществлению контрольных закупок на потребительском рынке признана эффективной. 

         По итогам работы Роспотребнадзора за первый квартал 2019 года, в десяти пилотных регионах (г. Москва, Московская область, Калининградская область, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Свердловская область, Тульская область, Алтайский край, Ростовская область, Краснодарский край), территориальные органы Службы отработали правоприменительную практику и провели 129 контрольных закупок, основанием для которых в 86 % случаев стали обращения потребителей. 

         По всем фактам выявленных нарушений, связанных с продажей различных товаров, в том числе дистанционным способом, оказанием гостиничных, бытовых, туристских услуг, услуг общественного питания и др., составлено более 150 протоколов об административных правонарушениях по различным составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на виновных лиц наложено административных штрафов в общей сложности на сумму более 500 тыс. руб. 

         Внезапность проведений мероприятий по контролю, в ходе которых органом государственного надзора осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки и отсутствие необходимости предварительного согласования - показала себя эффективным способом противодействия противоправным деяниям в тех сегментах потребительского рынка, где при проведении «обычной» внеплановой проверки соответствующие нарушения зафиксировать весьма затруднительно. 

         В числе таких нарушений: 

         установление различных цен для покупателя в зависимости от способа оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов;

         обсчет и/или обвес потребителей при реализации товара;

         отказ принимать оплату посредством безналичных платежей с использованием национальных платежных инструментов (карта «МИР») в тех случаях, когда такой отказ не допускается законом; 

         несоблюдение ограничений и нарушении запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

         взимание дополнительной платы за упаковку при реализации фасованного товара; 

         реализация дистанционным способом лекарственных средств под видом парфюмерно-косметической продукции;  

         установление факта продажи пива объемом более 1500 миллилитров; 

         заведомо недопустимая продажа фальсифицированной продукции и/или продажа товаров с просроченным сроком годности; 

         не доведение необходимой и достоверной информации при покупке товара с заключением договора имущественного страхования; 

         недовес в готовых блюдах в предприятии общественного питания; 

         продажа «санкционной» продукции;

         не заключение договора в письменной форме в предусмотренных законом случаях и др. 

         Роспотребнадзор напоминает, что согласно части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля. 

         Для наделения Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения в статью 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и в  пункт 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

         С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)», которое вступило в силу 01.12.2018, окончательно сформировалась необходимая законодательная база, позволяющая Роспотребнадзору проводить контрольные закупки. При этом важной особенностью проведения Роспотребнадзором контрольной закупки в отличие от общих положений, предусмотренных частью 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является то, что она проводится без ее предварительного согласования с органами прокуратуры. 

         Проведение контрольных закупок Роспотребнадзором будет продолжено.

(по материалам Росполтребнадзора)